«По ту сторону битмэтчинга». Глава 2. Как использовать гармоничное сведение? Часть 2

Визуальный гид по сведению с помощью колеса Камелот

Как только ты знаешь тональности своей музыки, ты можешь начинать использовать эту информацию, чтобы сводить гармонично. Колесо Камелот, изобретенное Марком Дэвисом будучи частью Mixed In Key, представляет собой цветную систему, которая помогает выяснить, какие тональности являются совместимыми. Каждой тональности назначается номер от одного до двенадцати, по аналогии с часовым циферблатом. Колесо спроектировано так, чтобы легко помогать визуальному освоению гармоничного сведения.

Выглядит оно следующим образом:

Mixed In Key

Ты заметишь, что колесо состоит из двух окружностей с общим центром. Мажорные тональности находятся на внешнем круге, а минорные на внутреннем.

Ты можешь начать экспериментировать, как только заранее пометишь свой первый десяток треков ключами с колеса Камелот. Самый основной фокус в том, чтобы попытаться смешать две копии одного и того же трека. Если ты, к примеру, загрузишь две копии Kaskade & deadmau5 «Move For Me», а затем сведешь их, они будут отлично стыковаться будучи в одной тональности, с полным согласием в нотах и гармонии.

Ты отметишь то же самое, когда используя гармоничное сведение сведешь два различных трека в одинаковой тональности (скажем, 5А). Загрузи два трека, сведи первый со вторым, потом второй с первым. Это гармоничное сведение в действии, с тональностью и аккордами в находящимися в гармонии.

После того как ты попробовал свести два трека, в одинаковой тональности, попробуй неподходящее сочетание. Если ты играешь трек в 5А — сведи его с треком, например, в 10A. Ты сразу заметишь разницу. Столкновение тональностей между двумя треками создает не комфортный диссонанс.

Наконец, попытайся свести два трека в разных, но гармонично совместимых тональностях. Это легко определить, так как любая тональность на колесе Камелот совместима с тремя соседними тональностями. Предположим, что ты начал с Kaskade «Angel On My Shoulder». Этот трек в тональности ля минор, с ключом 8А на колесе Камелот. Это означает, что ты можешь свести его с любым другим треком в 7А , 8А , 9А или 8B будучи уверенным, что результатом будет гладкий гармоничный переход.

Mixed In Key

Интервью с Марком Дэвисом,
изобретателем колеса Камелот

Марк Дэвис был заинтересован в упрощении техники гармоничного сведения, делая отношения между различными тональностями легче запоминаемыми. В январе 2012-го года мы расспросили его о истории гармоничного сведения.

Марк, что положило начало движению гармоничного сведения в 80-х годах?

Когда я начал заниматься ди-джеингом в период диско-безумия 70-х, я быстро понял важность навыков сведения. Продлённые версии обеспечивали некоторым трекам лучшую сводимость, особенно когда предлагались ремиксованные версии хитов с продлёнными частями вступления и завершения. Ди-джеи совершенствовали свои навыки сведения с попаданием в бит, однако, те из них, что обладали музыкальным слухом быстро обнаружили, что некоторые сведения звучали скудно, независимо от того, насколько плотно треки были подогнаны. Этот диссонанс вдохновил ди-джеев рассматривать гармоническую совместимость треков.

В 1986 году проницательный Стюарт Сорока представил миру концепцию гармоничного сведения. Он издавал журнал «Harmonic Keys» в Ки-Уэст, штат Флорида, и быстро расширил базу подписчиков за счёт рекламы в журналах вроде «Dance Music Report». Наиболее продвинутые ди-джеи того времени быстро осознали ценность гармоничного сведения. Это позволило им доводить до совершенства создаваемые ими звуковые полотна, которые кривили из-за несовместимых тональностей.

Твоя идея с колесом Камелот изменила ди-джеинг в лучшую сторону. Как ты черпаешь вдохновение для этого?

Было трудно запоминать таблицу сочетаний тональностей, в которой для каждой тональности перечислены четыре полностью совместимых тональности. У меня было прозрение в 1991 году благодаря которому выяснилось, что таблица может быть также представлена в виде окружности, как часовой циферблат. Если я присвою числа для каждой тональности, то мне не нужно будет запоминать отношения между тональностями, потому что выяснить совместимые тональности так же просто, как сказать время. Я назвал это системой лёгкого сведения («Easymix System») и вскоре обнаружил, что это было лишь усовершенствование первоначального квинтового круга изобретённого в 17-м веке.

Возможно ли смешивать гармонически, не осознавая этого?

Скорее всего ты, вероятно, уже сводил гармонично прежде чем узнал о колесе Камелот. Существуют 24 возможных тональности, так что шанс того, что ты выберешь два случайных трека и они будут в одинаковой тональности равняется 1 к 24. Вобщем низкие шансы, но рано или поздно это произойдет. Из любопытства мы провели исследование, запустив моделирование ситуации из 17000 треков, чтобы увидеть, какие шансы есть у двух треков быть исполненными в одинаковой тональности, если они выбираются наугад. Результаты подтвердили то, что мы и ожидали: 1 к 24, или 4,16% случаев, когда тональность обоих треков совпадала.

Вместо лишь шансов быть гармоничным на протяжении твоего микса, система Камелот обеспечивает получение плавного перехода каждый раз.

Выводы о гармоничном сведении

Подводя итог, опишем как ты можешь использовать колесо Камелот с гарантией гармонически правильного микса:

  1. Определи ключи Камелот для каждого трека (например, 5А).
  2. Промаркируй всю свою коллекцию, чтобы можно было видеть ключ Камелот для всех исполняемых треков (Mixed In Key сделает 1 и 2 шаги за тебя).
  3. Сведение треков в одинаковом ключе каждый раз будет звучать идеально. Например, когда ты сводишь трек в 5А с другим треком в 5А.

    Mixed In Key

  4. Для совместимого сведения, подумай о числах на колесе Камелот, как о часах на циферблате. Иди на один час вперед или назад, и у тебя будет гармонично совместимый микс. Если ты находишься в 5А, ты можешь перейти в 4А или 6А.

    Mixed In Key

  5. Ты можешь также сменить букву, но с сохранением того же числа, и твой микс будет по-прежнему быть совместимым. Например, 5А можно свести с 5B, а 5В обратно с 5А.

    Mixed In Key

  6. Каждый раз, когда ты сводишь, у тебя есть выбор из четырех совместимых тональностей. Ты можешь оставаться в том же ключе, можешь добавить или вычесть один «час», или перейти от А к В, а также от В к А.

Мы рекомендуем тебе попробовать различные комбинации с колесом Камелот, для ознакомления с тем, как оно работает. Мы слышали от многих ди-джеев с которыми мы сотрудничаем, что эта концепция изменила всю отрасль, поскольку делает звучание их миксов невероятно музыкальным. Полагаем, что ты придёшь к такому же выводу.

Дополнительный совет: Поскольку колесо Камелот имеет свою цветовую маркировку, мы находим полезным помнить что если, например, последний трек Axwell в ключе 10А, то его цветовой код будет синим. Если вы помните цветовой код, будет легче запомнить, какие треки хорошо сводятся.