«По ту сторону битмэтчинга». Глава 2. Как использовать гармоничное сведение?

Действительно ли ди-джеи музыканты? Споры бушуют так долго, что ты, вероятно, уже засемплировал этот вопрос и сделал трек с ответом на него. Даже Дэйв Грол из «Foo Fighters» ставший участником Grammy Awards в 2012 году, высказался в сторону ди-джеев во время своей речи после победы в номинации «Лучший рок-исполнитель». «Исполнение, знание игры на инструменте и умение делать своё дело — это самое главное для людей», — сказал он. «Суть не в совершенстве, не в абсолютно правильном звучании, и уж совсем не в вещах происходящих в компьютере».

Однако он забыл упомянуть, что за последнее десятилетие благодаря технологическим достижениям в области аудио-инжиниринга стало намного проще познать ремесло и следовать своему курсу в качестве музыканта — даже для такого рокера, как Дэйв Грол. Именно поэтому ди-джееинг, как искусство стал более музыкально разнообразным. Когда слышишь сет BT, deadmau5 или Skrillex, отмечаешь, что они не просто играют треки. Они также набрасывают партии синтезаторов, запускают эффекты, лупы и манипулируют битами — в общем, они исполняют, и DJ-сетап является их музыкальным инструментом.

Если ты хочешь достигнуть подобного уровня, ты должен с чего-то начать. Мы уверены, что техника называемая гармоничным сведением отлично подойдёт для начала.

Шаг за пределы битмэтчинга

Во-первых, нам поможет небольшое погружение в историю. Для понимания истоков современного клубного ди-джеинга, нужно вернуться в Нью-Йорк начала 70-х. Фрэнсис Грассо был ди-джеем в знаменитом ночном клубе «Sanctuary», где он крутил смесь фанка, рока и соул-хитов Джеймса Брауна, «Doobie Brothers», «The Supremes» и «Jackson 5». Грассо был первым ди-джеем использующим наушники для того, чтобы слышать следующий трек и с помощью фейдера подмешивать его в уже играющий. До этого, большинство ди-джеев просто играли один трек за другим без сведения. «Было невозможно отрегулировать скорость», — говорил Грассо. «Нужно было поймать нужный момент. Места для ошибки не было, и играть с подгонкой было невозможно».

Грассо тогда не подозревал, что изобрел современный вид искусства — битмэтчинг. Сегодня это одна из самых основных техник в репертуаре ди-джеев. Как и любой навык, он требует практики. Пройдя этот этап, ты можешь задуматься над тем, как применить это знание для шага вперед и привнесения настоящей музыкальности в свой сет.

В этот момент и приходит гармоничное сведение. Когда ты в середине сета и играешь один из своих любимых треков, часто обнаруживаешь себя в поиске по музыкальной коллекции, в попытках выяснить, какой трек было бы правильно играть следующим. Помочь тебе в этом может гармоничное сведение. Оно практически гарантирует, что твой следующий трек будет дополнять уже играющий, и что твой микс будет звучать плавно с музыкальной точки зрения.

Это звучит невероятно, но это реальная ди-джейская техника основанная на музыкальной теории, используемая некоторыми из самых популярных в мире ди-джеев, среди которых Above & Beyond, Armin Van Buuren, David Guetta, Kaskade, Markus Schulz, Sasha, Swedish House Mafia и многие другие. Если ты уже владеешь ди-джеингом, ты можешь начать использовать гармоничное сведение в считанные минуты. Научиться этому намного проще, чем битмэтчингу.

Что такое гармоничное сведение?

Гармоничное сведение

Проще говоря, гармоничное сведение помогает убедиться в том, что твои переходы между треками не будут конфликтовать, а также открывает множество возможностей для креативного сведения.

Чем оно является:

  1. Способом улучшить твои сеты;
  2. Креативным способом сводить треки;
  3. Лёгкой в обучении техникой, которая поможет звучать идеально каждый раз, когда играешь.

Чем оно не является: правилом для сведения. Все правила созданы, чтобы их нарушать. Гармоничное сведение не обязательное требование, чтобы быть хорошим ди-джеем. Это всего лишь полезная техника для сочетания с остальными знаниями и навыками.

Элементы гармоничного сведения

Существует три элемента гармоничного сведения:

  1. Анализ музыкальных файлов для выяснения их музыкальных ключей;
  2. Маркировка всей музыки музыкальными ключами для быстрого поиска;
  3. Знание ключей хорошо звучащих вместе, и сведение с использованием этого знания.

Гармоничное сведение вовсе не подразумевает сведение в одном и том же ключе на протяжении всей ночи. Вместо этого оно предполагает, что ты сводишь треки, которые гармонично совместимы.

Хорошей новостью будет то, что с помощью доступных сегодня программного обеспечения и аппаратных средств, заниматься этим действительно легко. Когда ты работаешь с техникой, ты тренируешь свой слух, чтобы знать когда сведение работает музыкально. Ты обнаружишь, что она может приносить огромные дивиденды на танцполе.

К счастью, тебе не придется изучать теорию музыки, чтобы ознакомиться с гармоничным сведением. Всё, что тебе действительно нужно знать — это то, что практически каждый трек, который ты играешь имеет определённый ключ. Имена ключей всегда начинаются с основной ноты (например, C) и тональности (например, минор). Тональность бывает минорной или мажорной, так что в этой книге ты увидишь ключи вроде «D flat minor» и «E major».

Если ты еще не знаком с музыкальными тональностями, тебе не потребуется много времени для изучения основ. Даже если ты не пытаешься сводить гармонично, тебе может повезти, если, например, ты сводишь сольный вокал с монофонической (из одной ноты) партией синтезатора. Но когда ты сводишь аккорды с аккордами, включающие множество нот, ты можешь столкнуться с диссонансом, и это плохо. Сводя гармонично, хочется, чтобы оба трека звучали так, как будто они могли бы быть частями одного и того же трека, с переходом, ощущающимся гладким и естественным. Делать это правильно — искусство, и когда ты достигнешь в этом успеха, твоя аудитория это почувствует.

«Mixed In Key»: в поисках ключей от музыки

После нескольких лет наблюдения за такими ди-джеями, как Sasha и Paul Van Dyk, основатель «Mixed In Key» Яков Воробьев мог сказать, что они сводили гармонично. Их сеты всегда были безупречны, но было не понятно, как они обнаружили различные ключи к своим трекам. Распространённый метод заключается в использовании клавишных, чтобы найти ключ трека заранее, а затем пометить каждый винил соответственно — неблагодарная и трудоемкая рутина.

Будучи ди-джеем, Яков играл несколько ночей в неделю, используя метод с клавишными для обозначения треков. Программа «Mixed In Key» была задумана как решение этой проблемы. Зачем делать всё вручную, когда можно было проанализировать и отсортировать всю свою музыкальную коллекцию, не касаясь клавишных?

В 2006 году Яков создал Mixed In Key 1.0, который анализировал музыкальные файлы и определял ключ каждого трека за секунды. Программа была доступна для загрузки на сайте «Mixed In Key». С тех пор программа была обновлена более 20 раз. В конце 2011 года была выпущена версия 5.0.

Mixed In Key

«Mixed In Key» — инструмент ди-джея, который позволяет легко изучить твою музыкальную коллекцию и найти треки в одном и том же или совместимом ключе. Программа также добавляет свои теги в мета-данные файлов, поэтому результаты будет отображаться в любом ди-джейском программном и аппаратном обеспечении. Простая и элегантная, она выручает профессиональных ди-джеев, став стандартом для гармоничного сведения.